Проект постановления АТО Об утверждении порядка сбора ТКО (в том числе их раздельного сбора) на территории Томской области

Вариант 1

ПОРЯДОК

сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их

раздельного сбора) на территории Томской области

(далее – Порядок)

 

 

1. Общие положения

 

1. Настоящий Порядок устанавливает требования к организации сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Томской области.

2. В настоящем Порядке используются следующие термины и определения:

Потребитель – собственник твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором по обращению с ТКО договор на оказание услуг по обращению с ТКО;

контейнер – мусоросборник, предназначенный для накопления ТКО, за исключением крупногабаритных отходов;

контейнерная площадка – место накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров;

бункер – мусоросборник, предназначенный для накопления крупногабаритных отходов;

крупногабаритные отходы (далее – КГО) – ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и другое), размер которых не позволяет осуществить их накопление в контейнерах;

мусоровоз – транспортное средство категории N, используемое для перевозки ТКО;

отходы электронного оборудования – отходы в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», классифицируемые как оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее свои потребительские свойства.

Другие используемые в настоящем Порядке понятия употребляются в значениях, определенных действующим законодательством, в том числе Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008г. № 641».

 

2. Общие требования к сбору отходов

 

3. Территории населенных пунктов Томской области подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Томской области (далее – территориальная схема), утверждаемой приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (далее – Департамент), и требованиями экологического законодательства Российской Федерации.

4. Региональный оператор по обращению с ТКО (далее – региональный оператор), операторы по обращению с ТКО (далее – оператор) и потребители обязаны выполнять требования настоящего Порядка, при сборе отходов не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

5. На территории Томской области запрещено:

1) несанкционированное складирование ТКО;

2) осуществлять накопление и сбор ТКО вне установленных мест накопления и сбора ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой.

6. Контроль за деятельностью участников сбора ТКО (потребителей и операторов по обращению с ТКО) осуществляет региональный оператор.

 

3. Сбор ТКО

 

7. Сбор ТКО осуществляется в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой.

8. Прием ТКО осуществляется следующими способами:

1) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

2) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

3) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

9. В случае необходимости изменения места сбора и накопления ТКО или определения вновь образованного места процедура его согласования проводится с участием регионального оператора, для чего потребитель или его уполномоченный представитель направляет региональному оператору соответствующее письменное заявление и схему планируемого положения места сбора и накопления ТКО, а региональный оператор в течение трех рабочих дней со дня получения такого заявления рассматривает его и готовит заключение о соответствии (несоответствии) выбранного положения места сбора и накопления ТКО требованиям действующего законодательства и техническим возможностям (условиям) регионального оператора или оператора, оказывающего услуги по сбору и транспортированию ТКО.

10. Информация об изменении или образовании места сбора и накопления ТКО направляется региональным оператором в Департамент для включения в территориальную схему.

11. Запрещается сбор в контейнеры для ТКО отходов, не относящихся к ТКО.

 

4. Раздельный сбор ТКО

 

12. Раздельный сбор ТКО предусматривает разделение ТКО потребителями по установленным видам отходов и накопление отсортированных ТКО в контейнерах для соответствующих видов отходов либо их передача в пункты сбора вторичного сырья.

13. Организация раздельного сбора ТКО в зависимости от объемов образуемых отходов (вторсырья) и плотности застройки территории может осуществляться несколькими способами:

1) установка специальных контейнеров для селективного сбора бумаги, стекла, пластика, металла в жилых кварталах;

2) установка контейнеров для утильных фракций (бумага, стекло, пластик и пр.) и стандартных контейнеров для ТКО (с пищевой составляющей) на специально отведенных местах;

3) создание пунктов приема вторичного сырья или организация площадок раздельного сбора ТКО;

4) организация передвижных пунктов сбора вторичного сырья.

14. Раздельный сбор ТКО организуют операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по сбору и транспортированию ТКО, региональный оператор в соответствии с настоящим Порядком и действующим законодательством.

15. При раздельном сборе ТКО выделяются:

1) виды отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается и перечень которых определяется Правительством Российской Федерации;

2) отходы, которые представлены биоразлагаемыми материалами, от упаковки, готовых товаров (продукции), после утраты потребительских свойств, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

3) отдельные виды подлежащих утилизации отходов, образующиеся в быту после утраты потребительских свойств готовых товаров (включая упаковку), перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

16. Контейнеры для раздельного сбора ТКО должны иметь текстовое и (или) графическое обозначение видов собираемых отходов. При необходимости допускается использование дополнительных характеристик обозначений (отличной формы, дизайна).

17. Контейнеры заполняются ТКО до линии верхней кромки (уровня, позволяющего свободно закрыть крышку контейнера).

18. В случае если контейнер с ТКО, подлежащими утилизации, содержит несортированные ТКО, оператор по обращению с ТКО, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию ТКО, осуществляет транспортирование таких отходов вместе с несортированными ТКО, уведомив регионального оператора не позднее, чем на следующий день после дня транспортирования ТКО.

19. Контейнеры для раздельного сбора ТКО размещаются в местах сбора и накопления ТКО, определенных территориальной схемой.

20. Вывоз раздельно собранных ТКО осуществляется на основании договора на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенному потребителем с региональным оператором, или по договору с организацией, осуществляющей утилизацию вторичных материальных ресурсов, заключенному на условиях, соответствующих требованиям действующего законодательства.

При погрузке раздельно собранных ТКО обеспечиваются условия, при которых раздельно собранные компоненты ТКО не смешиваются с иными видами отходов.

 

5. Сбор КГО

 

21. Накопление КГО осуществляются потребителями в местах сбора и накопления ТКО:

1) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

2) на специальных площадках для накопления КГО.

22. Вывоз КГО осуществляется по мере их накопления или по заявкам потребителей, направляемым письменно, посредством электронной почты или телефонной связи по контактам регионального оператора, указанным в договоре оказания услуг по обращению с ТКО.

23. Время вывоза КГО региональным оператором или оператором по обращению с ТКО не может превышать 5 рабочих дней с даты поступления заявки.

24. КГО должны находиться в виде, не создающем угроз для жизни и здоровья людей, в частности, предметы мебели должны быть в разобранном состоянии и не должны иметь торчащие гвозди или болты, а также не должны создавать угроз для целости и технической исправности мусоровозов.

 

6. Сбор отходов электронного оборудования

 

25. Сбор отходов электронного оборудования осуществляется:

1) предприятиями розничной торговли, осуществляющими продажу электронного оборудования;

2) с использованием специальных площадок для накопления отходов электронного оборудования.

26. Создание и содержание специальных площадок для накопления отходов электронного оборудования осуществляется в порядке, определенном разделом 13 настоящего Порядка.

27. Запрещается накапливать отходы электронного оборудования в контейнерах и иных емкостях для сбора ТКО.

28. Собранные отходы электронного оборудования передаются организациям, осуществляющим извлечение компонентов, для передачи извлеченных компонентов на утилизацию, обезвреживание, захоронение.

 

7. Сбор ртутьсодержащих отходов

 

29. Сбор и накопление ртутьсодержащих отходов должны выполняться методами, исключающими их бой и разгерметизацию.

30. Потребители осуществляют накопление ртутьсодержащих отходов отдельно от других видов отходов в неповрежденной штатной упаковке или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении.

31. Обращение с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, должно осуществляться в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде».

32. Потребители по мере накопления сдают ртутьсодержащие отходы на утилизацию или обезвреживание юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензии на осуществление соответствующей деятельности.

 

8. Сбор уличного мусора

 

33. Сбор отходов от уборки улиц и содержания территории осуществляют организации, обеспечивающие благоустройство и содержание соответствующей территории.

34. Накопление уличного мусора и смёта на придомовой территории осуществляется с использованием контейнеров, предназначенных для сбора ТКО, полиэтиленовых мешков. Крупногабаритные отходы озеленения и благоустройства, в том числе порубочные остатки, собираются, накапливаются отдельно от ТКО.

35. Места расположения контейнеров для сбора уличного мусора, уличных урн определяются в соответствии с правилами благоустройства территории соответствующих муниципальных образований Томской области.

36. Удаление отходов от зимней уборки улиц (снеговые массы) осуществляется путем:

1) использования станций снеготаяния;

2) размещения данных видов отходов на специальных площадках, расположение которых определяется органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области.

 

9. Сбор отходов от использования товаров

 

37. Производители, импортеры товаров обеспечивают сбор отходов от использования этих товаров самостоятельно путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением ТКО).

38. Производители, импортеры товаров вправе использовать стационарные и мобильные пункты приема отходов, использовать отдельные контейнеры для сбора потребительских товаров и упаковки, подлежащих утилизации, расположенные на контейнерных площадках, по согласованию с правообладателями территории, на которой они размещаются, а также по согласованию с региональным оператором.

39. Отходы от использования потребительских товаров и упаковки, утратившие свои потребительские свойства, подлежат утилизации.

 

10. Сбор ТКО на территории некоммерческих объединениях граждан

 

40. Сбор ТКО, образующихся в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, гаражно-строительных кооперативах, осуществляется в контейнеры и иные емкости, предназначенные для сбора ТКО, расположенные на площадках для сбора ТКО.

41. Сбор КГО осуществляется в соответствии с пунктами 21-24 настоящего Порядка.

42. Размещение площадок производится с соблюдением экологических и санитарных норм и правил.

43. Ответственность по организации размещения и содержания площадок для сбора ТКО возлагается на некоммерческие организации (садоводческие, огороднические и дачные некоммерческих объединения граждан, гаражно-строительные кооперативы).

44. Договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, гаражно-строительных кооперативах заключаются соответствующими некоммерческими объединениями граждан с региональным оператором.

45. Отработанные горюче-смазочные материалы, автошины, аккумуляторы, иные токсичные отходы, металлолом собираются и накапливаются отдельно от ТКО, и по мере накопления передаются для утилизации юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на осуществление данного вида деятельности, с оформлением подтверждающей документации (акты приема-передачи, справки и т.п.).

 

11. Мобильный сбор ТКО от населения

 

46. Сбор ТКО от потребителей непосредственно осуществляется по маршрутному графику и по заявкам потребителей.

47. При сборе ТКО по маршрутному графику региональный оператор определяет места сбора и накопления, а также периодичность вывоза ТКО, которые указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.

48. При сборе ТКО по заявкам потребителей данная услуга должна быть обеспечена региональным оператором в сроки, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

49. ТКО передаются региональному оператору, оператору по сбору и транспортированию в пакетах или других предназначенных для их сбора емкостях в соответствии с п. 9 настоящего Порядка.

 

12. Контейнеры для ТКО

 

50. Для сбора ТКО используются контейнеры следующего объема накапливаемых в них отходов:

0,75 м3, 1,1 м3, 8,0 м3.

51. По согласованию с региональным оператором допускается использование контейнеров, имеющих объем, отличный от указанного в п. 50 настоящего Порядка, с учетом их места расположения и действующих в муниципальном образовании норм благоустройства.

52. Необходимое количество контейнеров на контейнерной площадке и их вместимость определяются исходя из численности жителей, проживающих в многоквартирных и жилых домах, и установленных нормативов накопления ТКО.

53. Уменьшение количества и (или) объема контейнеров, используемых для сбора и (или) накопления несортированных отходов, допускается в пределах объема раздельно собираемых ТКО.

54. Количество и объем контейнеров, необходимых для накопления ТКО, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определяются исходя из установленных нормативов накопления ТКО и в соответствии с условиями договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

55. Контейнеры должны быть изготовлены из пластика или металла, иметь крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнерная площадка, на которой расположен контейнер, оборудована крышей. Контейнеры должны быть промаркированы с указанием их собственника.

56. Контейнер может заполняться отходами только до объема, не превышающего верхней кромки контейнера. Прессование и уплотнение ТКО в контейнере не допускается.

57. В контейнерах запрещается накапливать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, медицинские отходы, за исключением отходов, относящихся к классу «А» - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам, батареи и аккумуляторы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.

58. Потребителям запрещается накапливать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.

59. Периодичность и порядок вывоза ТКО определяется договором на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008г. № 641», а в случае отсутствия договора на оказание услуг по обращению с ТКО – в соответствии с требованиями действующего законодательства.

 

13. Контейнерные площадки

 

60. Расположение контейнерных площадок и специальных площадок для накопления КГО определяется региональным оператором по согласованию с собственником земельного участка, на котором расположены такие контейнерные площадки.

61. Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления ТКО. При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для накопления КГО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для накопления КГО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территории.

62. Контейнерная площадка должна быть оборудована в соответствии с требованиями действующего законодательства и правилами благоустройства территории соответствующего населенного пункта.

63. На контейнерной площадке должна быть размещена информация с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО, и графика вывоза ТКО. Дополнительно на контейнерной площадке, обслуживающей один или несколько жилых домов, должна быть размещена информация об адресах обслуживаемых домов, а на контейнерной площадке, обслуживающей юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, также указывается сокращенное наименование юридического лица, фамилия индивидуального предпринимателя.

64. Контейнерная площадка должна регулярно подвергаться уборке в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

65. Подъездные пути к контейнерной площадке должны быть освещены и быть пригодными для свободного проезда и маневрирования транспортных средств, в том числе исключающего движение задним ходом в жилых зонах и на придомовых территориях.

66. Доступ регионального оператора или оператора по обращению с ТКО, осуществляющего деятельность по сбору и транспортированию ТКО к контейнерной площадке, расположенной на территории, входящей в состав общего имущества многоквартирного жилого дома, въезд на которую ограничен, обеспечивается организацией, осуществляющей управление данным многоквартирным жилым домом.

 

14. Несанкционированное складирование отходов

 

67. Ответственность за своевременную уборку бесхозяйных отходов возлагается на собственников (арендаторов) земельных участков, на которых размещены данные отходы.

68. Размещение и накопление отходов вне санкционированных мест сбора и накопления отходов соответствующего вида запрещено.

69. Собственник земельного участка, на котором размещены отходы с нарушением экологических требований, санитарных норм и правил, а также требований настоящего Порядка, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

70. В случае обнаружения региональным оператором места накопления ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Томской области, заключенном с Департаментом (далее – место несанкционированного размещения ТКО), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

1) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО;

2) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.

71. Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

72. Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором.

73. Учет несанкционированных мест размещения отходов на территориях общего пользования ведется региональным оператором.

74. В случае выявления региональным оператором места накопления отходов, не относящихся к ТКО на земельном участке, не предназначенном для этих целей региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения.

 

Вариант 2

ПОРЯДОК

сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Томской области

 

  1. Общие положения

    1. Настоящий Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Томской области (далее — Порядок) устанавливает требования к организации сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Томской области.

    2. Настоящий порядок имеет целью организацию рациональной системы сбора твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), предотвращение образования несанкционированных мест накопления ТКО, предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, вовлечение отдельных компонентов ТКО в хозяйственный оборот, экономическое стимулирование осуществления потребителями раздельного сбора ТКО, а также сокращение количества ТКО, поступающих на захоронение.

    3. В настоящем Порядке используются следующие термины и определения:

мусоросборники – контейнеры и бункеры, а также иные емкости, предназначенные для складирования ТКО;

контейнер – пластиковый или металлический мусоросборник, объемом до 8 куб м, предназначенный для складирования ТКО, за исключением крупногабаритных отходов;

бункер – металлический мусоросборник, объемом 8 куб. м и более, предназначенный для складирования ТКО и (или) крупногабаритных отходов.

Другие используемые в настоящем Порядке понятия применяются в значениях, которые определены в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлении Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641».

    1. Настоящий Порядок обязателен для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, находящимися и осуществляющими на территории Томской области любые виды деятельности, в результате которых образуются твердые коммунальные отходы.

 

  1. Общие требования к сбору ТКО

  1. Сбор ТКО осуществляется с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Осуществление сбора ТКО должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

  1. Сбор ТКО на территории Томской области обеспечивается региональными операторами по обращению с ТКО (далее – региональный оператор) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденной Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (далее - территориальная схема), на основании договоров об оказании услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

  2. Договор об оказании услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора и накопления, в порядке, установленном правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - правила), и по форме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.

  3. Расчеты между потребителем и региональным оператором осуществляются в порядке, предусмотренном договором об оказании услуг по обращению с ТКО.

  4. Региональный оператор осуществляет сбор ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами.

  5. На территории Томской области запрещено:

  1. несанкционированное накопление, сбор, размещение ТКО вне установленных мест накопления, сбора, размещения ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО и (или) территориальной схемой;

  2. использование мусоросборников третьих лиц, без соответствующих соглашений (договоров) с собственниками мусоросборников или региональным оператором;

  3. сжигание всех видов ТКО на территории домовладений, а также в мусоросборниках;

  4. совершение иных действий при накоплении и сборе ТКО, влекущих за собой нарушение прав других лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

  1. Размещение ТКО в мусоросборниках признается отказом собственников от права собственности на отходы в соответствии со ст. ст. 226, 236 ГК РФ (отходы признаются оставленными с целью отказа от права собственности, без намерения собственников сохранить какие-либо права на отходы). Региональный оператор обращает ТКО, оставленные в принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании мусоросборниках, в свою собственность, приступив к их использованию (сбору и транспортированию) или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении в собственность.

 

 

  1. Основные способы складирования твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных, и требования, предъявляемые при складировании

3.1. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты, мешки или другие емкости, в том числе, предоставленные региональным оператором, в случае сбора ТКО мусоровозным транспортом, без предварительного накопления отходов на контейнерных площадках («кольцевой» вывоз, вывоз отходов по заявкам потребителей), либо приема отходов в пунктах приема вторичного сырья.

3.2. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов (далее – КГО) осуществляется потребителями следующими способами:

а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

б) на специальных площадках для складирования КГО.

3.3. В мусоросборниках, в мусороприемных камерах, а также на контейнерных площадках и площадках для сбора КГО запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) мусоросборников, повредить мусоросборники, мусоропроводы и мусороприемные камеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

    1. Требования к складированию отходов в мусороприемных камерах.

      1. Накопление ТКО посредством мусоропроводов в мусороприемных камерах осуществляется в многоквартирных домах (далее – МКД), где такая система сбора ТКО предусмотрена проектом.

      2. Содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, предназначенных для сбора ТКО (мусоропроводы, мусороприемные камеры), производятся лицом, осуществляющим управление МКД в соответствии с требованиями действующих санитарных норм и правил.

      3. Складирование ТКО, их разбор и отбор вторичного сырья в мусороприемной камере запрещаются.

      4. Сбрасывание ТКО в загрузочный клапан должно производиться небольшими порциями; крупные части должны быть измельчены для свободного прохождения через загрузочный клапан; мелкие и пылевидные фракции перед сбрасыванием в мусоропровод рекомендуется завернуть в пакеты, свободно размещающиеся в ковше клапана. Отходы, не поддающиеся измельчению, должны быть вынесены на площадку для крупногабаритных отходов. Сбрасывать в мусоропровод крупногабаритные предметы, требующие усилий при их загрузке в ковш клапана, не допускается.

    2. Требования к складированию отходов в контейнерах и бункерах, установленных на контейнерных площадках.

      1. Контейнер может заполняться отходами только до объема, не превышающего верхней кромки контейнера и позволяющего закрывать крышку контейнера (при ее наличии).

      2. Запрещается прессовать или уплотнять отходы в контейнере таким образом, что становится невозможным высыпание его содержимого при загрузке в мусоровоз.

      3. Запрещается складирование твердых коммунальных отходов вне пределов контейнеров и контейнерных площадок на прилегающей территории.

    3. Требования к складированию крупногабаритных отходов

      1. КГО на специализированной площадке должны складироваться в виде, не создающем угроз для жизни и здоровья людей, а также для целостности и технической исправности мусоровозов в частности, предметы мебели должны быть в разобранном состоянии, не должны иметь торчащие гвозди, боты и т.п.

 

  1. Требования, предъявляемые к мусоросборникам

    1. Для накопления твердых коммунальных отходов используются стандартные мусоросборники емкостью 0,75 куб. м. 1,1 куб. м ,8 куб. м при этом конструкция мусоросборников должна обеспечивать возможность их выгрузки или транспортирования мусоровозным транспортом, используемым региональным оператором или операторами, осуществляющими сбор и транспортирование ТКО в соответствии с договорами, заключенными с региональным оператором.

    2. Установка мусоросборников заглубленного типа, использование мусоросборников нестандартного объема или конструкции, а также пакетов, мешков и других емкостей осуществляется только по согласованию с региональным оператором.

    3. Контейнеры должны быть изготовлены из пластика или металла, Контейнеры должны быть промаркированы с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов.

    4. Мусоросборники (контейнеры, бункеры) для ТКО, предназначенные для сбора отходов от граждан, проживающих в МКД, а также в частном жилом секторе предоставляются потребителям безвозмездно региональным оператором либо операторами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, в соответствии с договорами, заключенными с региональным оператором. Контейнеры для ТКО по соглашению сторон могут быть предоставлены лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, органами государственной власти и органами местного самоуправления, иными лицами.

    5. Мусоросборники (контейнеры, бункеры, пакеты или иные емкости) для ТКО, предназначенные для сбора отходов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при наличии указанной возможности могут быть предоставлены потребителям на возмездной основе региональным оператором либо операторами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, в соответствии с договорами, заключенными с региональным оператором.

 

  1. Требования, предъявляемые к контейнерным площадкам

    1. Расположение контейнерных площадок определяется территориальной схемой обращения с отходами.

    2. Контейнерная площадка должна располагаться на уровне земли, на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без повреждения, без скопления на них воды.

    3. Лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.

    4. Контейнерная площадка и площадка для сбора КГО должна регулярно очищаться от снега и льда и регулярно подвергаться уборке (санитарной обработке).

    5. Контейнерные площадки должны быть огорожены с трех сторон.

    6. Подъездные пути к контейнерной площадке должны иметь допустимую высоту 4 метра и ширину 3,5 метра и быть пригодными для свободного проезда и маневрирования транспортных средств, в том числе исключающего движение задним ходом в жилых зонах и на придомовых территориях с максимально допустимым весом 30 тонн.

    7. Подъездные пути должны быть достаточно освещены и постоянно поддерживаться в пригодном для транспортного движения состоянии.

    8. Подъездные пути во время транспортирования отходов должны содержаться свободными. В случае если подъездные пути к контейнерной площадке заблокированы, вывоз ТКО не осуществляется.

Подтверждением невозможности осуществления сбора и транспортирования отходов является фото- и (или) видеофиксация с указанием времени и даты.

    1. В случае необходимости изменения места расположения контейнерной площадки или определения нового места расположения контейнерной площадки его согласования проводится с участием регионального оператора, для чего потребитель или его уполномоченный представитель направляет региональному оператору соответствующее письменное заявление и схему планируемого положения контейнерной площадки, а региональный оператор в течение трех рабочих дней со дня получения такого заявления рассматривает его и готовит заключение о соответствии (несоответствии) выбранного положения контейнерной площадки требованиям действующего законодательства и техническим возможностям (условиям) регионального оператора или оператора, оказывающего услуги по сбору и транспортированию ТКО. В случае планируемого размещения контейнерной площадки в местах общего пользования региональный оператор согласовывает место размещения контейнерной площадки с органами местного самоуправления. В указанном случае срок рассмотрения заявления потребителя продлевается на срок согласования размещения контейнерной площадки органами местного самоуправления.

    2. Информация об изменении или образовании контейнерной площадки направляется региональным оператором в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области для включения в территориальную схему.

 

  1. Раздельный сбор твердых коммунальных отходов

    1. Раздельный сбор твердых коммунальных отходов предусматривает разделение твердых коммунальных отходов по установленным видам отходов и складирование отсортированных твердых коммунальных отходов в контейнерах для соответствующих видов отходов.

    2. Контейнеры (емкости) для раздельного сбора должны быть окрашены в разные цвета для различных видов отходов и иметь соответствующую маркировку. Маркировка наносится в виде надписей и (или) пиктограмм и должна содержать информацию о материалах, подлежащих сбору в соответствующий контейнер (емкость).

    3. Раздельный сбор твердых коммунальных отходов на территории Томской области внедряется поэтапно в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    4. При организации раздельного сбора твердых коммунальных отходов региональный оператор должен учитывать перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    5. При осуществлении раздельного сбора твердых коммунальных отходов могут использоваться контейнеры со следующими цветовой индикацией и видами отходов:

несортированные отходы - серый цвет;

бумага - синий цвет;

пластик - оранжевый цвет;

стекло - зеленый цвет;

пищевые отходы - черный цвет.

    1. В контейнеры с синей цветовой индикацией складируются твердые коммунальные отходы, классифицируемые в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов как бумага и изделия из бумаги, утратившие свои потребительские свойства.

    2. В контейнеры с оранжевой цветовой индикацией складируются твердые коммунальные отходы, классифицируемые в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов как пластмассовые изделия, утратившие свои потребительские свойства (не включая резиновые изделия), очищенные от загрязнений.

    3. В контейнеры с зеленой цветовой индикацией складируются твердые коммунальные отходы, классифицируемые в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов как отходы стекла и изделий из стекла, очищенные от загрязнений.

    4. В контейнеры с черной цветовой индикацией складируются твердые коммунальные отходы, классифицируемые в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов как отходы пищевой продукции, исключая напитки и табачные изделия.

    5. В контейнеры с серой цветовой индикацией складируются твердые коммунальные отходы, не относящиеся к отходам, указанным в пунктах 6.5 - 6.18 настоящего раздела, либо отходы, в отношении которых не осуществляется раздельный сбор.

    6. При осуществлении раздельного сбора твердых коммунальных отходов могут по необходимости использоваться дополнительные цветовые обозначения (сбор стекла различных цветов, сбор текстиля и пр.).

    7. Региональный оператор вправе принять решение об использовании других видов цветовой индикации контейнеров, пакетов, емкостей для сбора твердых коммунальных отходов.

    8. В случае, если на отдельных контейнерных площадках организован раздельный сбор отходов (установлены контейнеры с соответствующей цветовой индикацией) потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.

 

  1. Сбор электронного оборудования

    1. Запрещается складировать твердые коммунальные отходы электронного оборудования в контейнерах для сбора твердых коммунальных отходов.

    2. Сбор и накопление твердых коммунальных отходов электронного оборудования осуществляются в соответствии с ГОСТом Р 55102-2012 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Руководство по безопасному сбору, хранению, транспортированию и разборке отработавшего электротехнического и электронного оборудования, за исключением ртутьсодержащих устройств и приборов».

    3. К твердым коммунальным отходам электронного оборудования относятся отходы, классифицируемые в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов как компьютерное, электронное, оптическое оборудование, утратившее свои потребительские свойства.

    4. Сбор твердых коммунальных отходов электронного оборудования осуществляется:

на специальных площадках для сбора и накопления электронного оборудования;

на контейнерных площадках в порядке, установленном региональным оператором;

путем транспортирования электронного оборудования по заявке собственника;

с использованием мобильных приемных пунктов, организованных региональным оператором, производителями и импортерами электронного и электрического оборудования, их объединениями;

предприятиями розничной торговли, осуществляющими продажу электронного и электрического оборудования.

    1. Накопленные твердые коммунальные отходы электронного оборудования отправляются организациям, осуществляющим извлечение компонентов, для передачи извлеченных компонентов на утилизацию, обезвреживание, захоронение.

    2. Запрещается размещать отходы электронного оборудования в контейнерах для сбора ТКО.