Ответы на часто задаваемые вопросы

Виды отходов, относящиеся к ТКО

Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В их число входят отходы из жилищ, отходы от уборки территории городских и сельских поселений, мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли, отходы (мусор) от уборки помещений, организаций, оказывающих социальные услуги, отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта и иные виды отходов, включая крупногабаритные отходы и отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

Периодичность вывоза ТКО

Периодичность вывоза ТКО установлена пунктом 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88. «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, где установлено, что срок хранения ТКО в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз).

Государственный надзор за соблюдением периодичности вывоза ТКО осуществляет Управление Роспотребнадзора по Томской области

Определение нормативов накопления ТКО

Определение нормативов накопления ТКО осуществляется в соответствии с Правилами определения нормативов накопления ТКО, установленными постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269, и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО, утвержденными      приказом Минстроя России от 28.07.2016 № 524/пр.

В целях определения нормативов накопления ТКО в установленном порядке проводились замеры отходов по рекомендованному перечню объектов, в том числе отдельно по многоквартирным и индивидуальным жилые дома, в течение четырех сезонов (зима, весна, лето, осень) 7 дней подряд каждый сезон независимо от периодичности вывоза отходов.

Действующие в настоящее время на территории Томской области нормативы накопления ТКО утверждены приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 14.03.2019 N 41.

Нормативы накопления ТКО установлены отдельно для многоквартирных домов, индивидуальных жилых домов, административных зданий (учреждений), предприятий торговли, транспортной инфраструктуры, дошкольных и учебных заведений, культурно-развлекательных, спортивных сооружений, предприятий общественного питания, служб быта, садоводческих и огороднических товариществ, предприятий иных отраслей промышленности.

Установление тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО

С 1 января 2019 года деятельность регионального оператора по обращению с ТКО подлежит государственному регулированию в соответствии с Основами ценообразования в области обращения с ТКО, Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484.

Ранее подобная деятельность не регулировалась, цены на услуги по вывозу ТКО устанавливались исполнителями произвольно, при этом должное соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований в области обращения с отходами не обеспечивалось, что, в частности, способствовало появлению многочисленных несанкционированных свалок.

Предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО устанавливаются отдельно для каждой зоны деятельности региональных операторов Департаментом тарифного регулирования Томской области.

Расчет платы за услугу по обращению с ТКО

Плата за услугу по обращению с ТКО определяется, в зависимости от установленного способа учета ТКО, путем умножения величины месячного норматива накопления ТКО или количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, на сумму единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

Расчет платы за оказание услуг по обращению с ТКО для собственников жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов производится на 1 проживающего.

Внесение платы за услугу по обращению с ТКО

Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом), не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.

Потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Обязанность по внесению платы за услугу по обращению с ТКО без заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО в письменной форме

В соответствии с пунктами 6, 148(1), 148(2), 148(21) Правил оказания коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным с даты начала предоставления коммунальных услуг исполнителем на условиях, предусмотренных вышеупомянутыми Правилами.

Потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО вне зависимости от заключения с ним договора на оказание услуг по обращению с ТКО в письменной форме.

Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в письменной форме

Заключение договора оказание услуг по обращению с ТКО в письменной форме обязательно для собственников нежилых помещений в многоквартирных домах и собственников нежилых зданий, строений, сооружений, земельных участков, в ходе эксплуатации которых образуются ТКО.

Выбор способа учета ТКО при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО

Обязанность по определению размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО на основании нормативов накопления ТКО для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, а также на основании объема вывезенных контейнеров при раздельном накоплении сортированных отходов, установлена пунктами 148 (30), 148 (31), 148 (38) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, и разделом II (1) приложения 2 к вышеуказанным правилам.

Иными нормативными правовыми актами обязательное применение нормативов накопления ТКО для расчета платы потребителей за услугу по обращению с ТКО не установлена, т.е. в случае осуществления деятельности субъектов предпринимательства в зданиях, строениях, сооружениях, не относящихся к многоквартирным домам и жилым домам, и отсутствия при этом раздельного накопления ТКО, выбор способа коммерческого учета ТКО может осуществляться по соглашению сторон при заключении договора на оказание услуги по обращению с ТКО одним из установленных способов:

- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО

Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО возлагается на организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, садоводческие (огороднические) товарищества, собственников нежилых зданий, строений, сооружений, земельных участков, в ходе эксплуатации которых образуются ТКО, производителей работ по капитальному строительству объектов. Для индивидуальных жилых домов и мест общественного пользования места (площадки) накопления ТКО создают и содержат органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 2, 15 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Под понятием «погрузка ТКО» понимается перемещение ТКО из мест (площадок) накопления ТКО или иных мест, с которых осуществляется погрузка ТКО, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки ТКО, то есть действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.

Во всех остальных случаях уборка вблизи мест (площадок) накопления ТКО и иных местах должна осуществляться собственниками земельных участков, на которых они расположены, или лицами, на которых возлагаются обязанности по содержанию таких мест (площадок) в соответствии с правилами благоустройства территорий муниципальных образований.

Реестр мест (площадок) накопления ТКО

Реестр мест (площадок) накопления ТКО ведут органы местного самоуправления.

Собственники мест (площадок) накопления ТКО обязаны обратиться в орган местного самоуправления с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования.

Реестры мест (площадок) накопления ТКО опубликованы на официальных сайтах соответствующих органов местного самоуправления

Способы накопления ТКО

Положениями пункта 10 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Выбор способа складирования ТКО в конкретном месте (площадке) накопления ТКО определяется в соответствии со схемой размещения мест (площадок) накопления ТКО, определенной органами местного самоуправления, и сведениями, внесенными в реестр мест (площадок) накопления ТКО.

Решение о выборе способа складирования ТКО в местах (площадках) накопления ТКО органы местного самоуправления принимают самостоятельно, так как действующим законодательством не предусмотрены какие-либо согласования выбора способа складирования ТКО в местах (площадках) накопления ТКО с органами государственной власти и региональными операторами по обращению с ТКО.

Организация работ по  ликвидации мест несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов

В случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 м3, на земельном участке, не предназначенном для этих целей, РО обязан уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Собственник земельного участка обязан в течение 30 дней после получения уведомления ликвидировать место несанкционированного размещения ТКО в противном случае региональный оператор вправе ликвидировать место несанкционированного размещения ТКО самостоятельно, а понесённые расходы на ликвидацию взыскать в судебном порядке с собственника земельного участка.

В случае выявления места складирования ТКО в месте не предназначенном для этих целей иными лицами, необходимо обратиться к региональному оператору.

Отличие ТБО и ТКО

Отличий нет, ТБО, и ТКО - это единый вид отходов, объединенный в понятии твердых коммунальных отходов.

В новой редакции ФЗ «Об отходах производства и потребления» произошла смена термина, вместо ТБО появился термин ТКО - более широкий по своему содержанию, который охватывает не только отходы потребления и утратившие потребительские свойства в процессе своего использования для личных и бытовых нужд товары, но и иные отходы, подобные им по своему составу, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Перерасчет за услугу по обращению с ТКО

Перерасчет за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

При возникновении оснований для перерасчета, собственнику жилого помещения нужно предоставить региональному оператору или управляющей организации подтверждающие документы. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства. Форма соответствующего заявления размещена на сайте регионального оператора. Документами, подтверждающими временное отсутствие, могут являться: документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия; проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их

оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);

справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении и т.д

Опубликовано:2019-08-26 09:47 | Обновлено:2019-08-26 09:47